Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Продукты и технологии Международного центра стратегического проектирования

 

Губернаторские проекты прошедшие экспертизу МИД России и одобренные Генсеком ООН

Губернаторские проекты прошедшие экспертизу     МИД России

Проектные предложения

Новочеркасск - город федерального значения

Культ жертвы - национальное самоубийство

Опубликовано 09.08.2018

В СССР существовал культ исторических героев, то есть людей, деятельно изменявших мир. На развалинах СССР этот культ все больше подменяется культом жертвы, пассивного страдальца.

 

Очень многое мы потеряли за более чем четверть века, прошедшие с разгрома социализма и СССР. И такое, что в советские времена никто не воспринимал за "часть советской идеологии", что казалось просто общими достижениями человечества, естественным фоном жизни. Например уважение к труду и трудящимся, создающим окружающий материальный мир. Культ знания. Веру в науку и исторический прогресс.

Что пришло взамен?

Культ денежного мешка (а знания и труд ценны лишь постольку, поскольку позволяют добывать звонкую монету). Самые дикие суеверия и предрассудки, мракобесие и любовь к средневековью (астрология, почитание феодальных титулов, вера в экстрасенсов).

И вот ещё один элемент этого общего провала: культ жертвы.

В СССР существовал культ исторических героев, то есть людей, деятельно изменявших мир. На развалинах СССР этот культ все больше подменяется культом жертвы, пассивного страдальца.

Вот один очарованный этим страдательным залогом блогер наивно спрашивает: а почему, если белые там-то расстреляли столько-то тысяч человек, нет памятника этим жертвам с точным указанием их числа?

И впрямь – почему? Да потому что красным в голову не приходило, что надо ставить памятники невинно пострадавшим.

Психология была другая. Тогда ставили памятники "борцам за революцию", "борцам против интервенции", "героям-борцам против фашизма" и т.д. А если бы кто-то предложил увековечить память расстрелянных ни за что – хоть белыми, хоть красными – в ответ неделикатно спросили бы: если их расстреляли ни за что, за что же памятник?

Да, такие памятники тоже изредка ставили – больше к концу СССР. Но они в общем были на периферии общественного сознания.

Ну, а в постсоветское время культ жертв – не творцов истории, а её беспомощных страдальцев, по телам которых катятся колёса истории – достиг подавляющих масштабов.

Что такое культ голодомора как не именно такой "культ жертвы"? Что такое внедрённый уже в школьные учебники "культ Архипелага ГУЛАГа" как не тот же самое?

Но разве в предыдущие тысячелетия попавших под колёса истории жертв было меньше? Энгельс называл историю "самой жестокой из всех богинь, влекущей свою триумфальную колесницу через горы трупов не только во время войны, но и в периоды мирного экономического развития".

Однако не на жертвы нас приучали равняться в советское время, не у них учиться – а у тех, кто в самых суровых переделках мог противостоять судьбе.

Но нашему буржуазному обществу, которое, как плесень, выросло на обломках социализма, герои-борцы ни к чему. Вдруг они, чего доброго, увидят в нынешнем крайне несправедливом общественном устройстве зло – и вздумают с ним бороться?

А вот пассивно страдающие, беспомощные, ноющие и жалующиеся – это практически идеал. Отсюда и идея замены Дня Победы, праздника героев, на День памяти и скорби – плаканья по невинно убиенным.

Отсюда и весь культ этих голодомором, архипелага ГУЛАГа – что  по факту стало сегодня изрядной частью нашей "национальной идеи".

Отсюда и все недоумение пораженного этим культом блогера: если белые впрямь угробили тысячи невинных, почему красные не воздвигли им памятников? А вместо того увековечили какого-то Карла Маркса, каких-то уникальных Матросова, Гастелло, 28 панфиловцев, Космодемьянскую, Гагарина, Циолковского? Тех, кто боролись – а не тех, кто смиренно напоролись?

Я бы сказал на это так. Нам нужен сейчас позарез не "культ жертв", пусть даже самых благородных, а новый культ героев. Тех, кто, творя историю, ярко борется и побеждает. Пусть даже ценой своей жизни – чтобы, словами Маяковского, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела.

Александр Майсурян