Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Продукты и технологии Международного центра стратегического проектирования

 

Губернаторские проекты прошедшие экспертизу МИД России и одобренные Генсеком ООН

Губернаторские проекты прошедшие экспертизу     МИД России

Проектные предложения

Новочеркасск - город федерального значения

Почем "церковный Томос" для православия

Опубликовано 07.01.2019

Интересно, понимают ли наши «православные», что обретение Украиной Томоса – это сверхсобытие, которое полностью переворачивает и по сути отменяет смысл крещения Руси в традиционной московской интерпретации? Что всё «тысячелетие христианства» для России – насмарку? Думаю, нет. К их счастью.

 

Был такой фильм в бурные времена Перестройки "Где находится нофелет". Там один ходок учил приятеля, как правильно знакомиться с девушками: надо подходить к барышне с вопросом: "Не знаете, где находится нофелет?" Та удивится, начнет гадать, что это такое – разговор слово за слово и завяжется. Главное, что слово незнакомое – значит, любопытство будет возбуждено.

Про нофелет ("телефон" задом наперед) я вспомнил, когда в последние полгода вдруг замелькало – причем везде и сразу – слово "томос". Томос надо взять, томос давать не надо, достойна ли Украина томоса, и, кстати, есть ли томос у России? Вроде бы в 15 веке России давали томос, где-то он у нее запрятан… Или нет его у России, или есть, но ненастоящий…

Все говорят о таинственном томосе, но при этом почти никто толком не понимает, что это такое и, главное – на что нужно. Цель была достигнута, и, думается, она была примерно той же, что у ловеласа в старом фильме: взять на крючок, привлечь внимание, раздуть интригу на пустом месте.

Нынче был последний акт драмы: заветный томос вручили Украине. Теперь и они там не как лохи какие-то позорные, а тоже с томосом, как белые люди.

Во всей юмористической возне вокруг "томоса" есть, пожалуй, одна неожиданная польза для нашей заблудшей страны: русским националистам станет значительно труднее привязывать к слову "русский" определение "православный". А то ведь иные по простоте душевной повадились и впрямь думать, будто православие есть некая примета "русскости": "русский есть православный". Ан нет.

Случай с Украиной наглядно продемонстрировал, что православие и к русскости, и к России вполне может не иметь никакого отношения, и что даже центр православия – вот те на! – находится вовсе не в России, а в Турции! И смех, и грех. Есть какие-то дядьки в Стамбуле, которые раздают "томосы", словно ярлыки на княжение, кому хотят; вот давеча Украине дали – то есть признали ее истинно православной. По логике точно так же те же дядьки могут, стало быть, и у российских попов этот томос отобрать – и что тогда? Они перестанут быть православными? Потеха!

Как ни крути, но скандал с томосами показал родовую слабость самой идеи государственного православия в России. При той степени слияния государства и церкви, к которой стремится Кремль, вдруг оказывается, что у РПЦ есть совершенно внешний и абсолютно независимый источник легитимации! Какие-то полтора попа в Стамбуле, как выяснилось, чхали и на Путина, и на Кирилла – и в буквальном смысле что хотят, то и творят! И щелкают-то они по носу в основном, конечно, бедолагу Кирилла – но из-за близости "до степени слияния" РФ и РПЦ постоянно прилетает и президенту всея Руси.

Ситуация невозможная и просто стыдная. Ответов, очевидно, может быть только два: или Путин подобно Генриху Восьмому, королю Англии, вырвет РПЦ из лап много возомнившего о себе "вселенского патриарха", создав аналог Англиканской церкви (тогда Кирилла можно будет вообще убрать, главой РПЦ сам Путин и станет). Или, второй вариант (который мне как-то ближе) – государство российское начнет отгребать в сторонку от РПЦ и вообще от религиозного дурмана, делая ставку на светский характер правления.

Или еще можно продолжать сидеть меж двух стульев – что впрочем неудобно, так как ноги затекают. Но в любом случае – с этого момента привычные игры как нациков, так и государственников с "русским православием" становятся гораздо более затруднительными. Без томоса-то!

И ведь что интересно: профессиональные русские в самом деле уже заблажили! Вот буквально только что на событие откликнулся Константин Крылов, один из идеологов "русского национализма":

«Интересно, понимают ли наши «православные», что обретение Украиной Томоса – это сверхсобытие, которое полностью переворачивает и по сути отменяет смысл крещения Руси в традиционной московской интерпретации? Что всё «тысячелетие христианства» для России – насмарку? Думаю, нет. К их счастью».

Вот какая чехарда закрутилась вокруг вроде ничего не значащей бумажки! Или по сравнению с ней наши иерархи, впавшие во все мирские соблазны, не значат ничего?

 

Алексей Рощин