Первый заместитель Председателя РАС ООН,
Заместитель Председателя Исполкома ВФАС ООН,
заведующий кафедрой ЮНЕСКО МГИМО (У) МИД России,
Руководитель программы «Регионы России и цели развития ООН»
Борисов Алексей Николаевич
Утверждена
на конференции РАС ООН
16 января 2012 года
Программа Российской ассоциации содействия ООН
«Регионы России и цели развития ООН»
I. Общие положения
Программа Российской ассоциации содействия ООН «Регионы России и цели развития ООН» (далее - Программа) – основные направления деятельности ассоциации по реализации уникальных возможностей осуществления «народной дипломатии» – участия российских регионов в международных проектах под эгидой ООН.
Основная цель Программы – с одной стороны, популяризация идей ООН на территориях регионов России, необходимость донести смысл, значение и, главное, непосредственную пользу для регионального развития Целей развития тысячелетия (далее - ЦРТ) которые были приняты на Ассамблее тысячелетия ООН в 2000 г. и являются ключевым ориентиром международного социально-экономического сотрудничества в рамках ООН.
С другой стороны, – создать механизм реального участия регионов России в глобальном управлении с опорой на систему ООН,наращивая влияние России в организациях системы ООН за счет региональных инициатив в глобальном измерении.
Основу настоящей Программы составляют Устав ООН, Конституция Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, Устав Российской ассоциации содействия ООН.
Российская ассоциация содействия ООН (далее – РАС ООН) – это международная общественная организация, созданная с целью «всемерного содействия достижению целей и принципов, провозглашенных уставом ООН», а также активного участия «в деле укрепления доверия и дружбы между государствами и народами». Ассоциация содействия ООН уже боле 50 лет успешно реализует ряд программ и проектов как на внутригосударственном, так и на международном уровне.
Наряду с укреплением позиций Российской Федерации на международной арене, проявились и негативные тенденции, которые потребовали по-новому взглянуть на общую ситуацию вокруг нее, переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в международных делах, повышения ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностей.
РАС ООН намерена внести свой вклад в реализацию приоритетов российской внешней политики как одного из влиятельных центров современного мира привлекая регионы России участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании. Главные усилия РАС ООН в реализации Программы сосредоточены на достижении следующих основных целей:
обеспечение участия регионов России в международных проектах на основе региональных инициатив в глобальном измерении в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации и необходимых для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;
создание благоприятных условий для развития регионов России, повышения уровня жизни населения, за счет реализации на территории субъектов российской Федерации глобальных проектов и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности регионов России в глобальном мире;
воздействие на общемировые процессы в целях укрепления позиций России в ООН и упрочения координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью;
содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;
РАС ООН стремится максимально полно задействовать потенциал ооновских площадок для выработки коллективных решений, направленных на совершенствование архитектуры мировой финансовой системы, реформирование международных финансовых организаций, создание новых стандартов регулирования финансовых рынков.
Однако, стратегические цели ООН будут оставаться благими пожеланиями, а усилия государства не эффективными, если не станут постоянной практикой действия на уровне регионов, городов, сел и конкретных людей науки, бизнеса и социальной сферы.
Программа – это уникальная возможность для самых отдаленных регионов нашей страны, предприятий и физических лиц включиться в глобальный процесс достижения Целей развитии тысячелетия. Высокие нравственные ориентиры ЦРТ и конкретные планы действий – условия сопричастности каждого региона к формированию достойной жизни в гармоничном мире.
Сегодня показатели ЦРТ являются одним из важных международных критериев инвестиционной привлекательности регионов. Таким образом, привлечение инвестиций в субъекты РФ напрямую зависит от показателей достижения ими ЦРТ. «Вписывание» в программное поле системы ООН – основной механизм использования мировых экономических и финансовых ресурсов в целях развития субъектов РФ.
II. Современный мир и деятельность Российской ассоциации содействия ООН
С момента своего создания в 1956 году РАС ООН провозгласила целью своей деятельности поддержку Организации Объединенных Наций, а это, как определено в ее Уставе, прежде всего поддержание мира и безопасности, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоуправления народов, осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.
РАС ООН в настоящий момент включает в себя более сорока коллективных членов (а основывалась она представителями Академии наук СССР, МГУ, МГИМО, научно-исследовательских институтов, вузов), среди которых учреждения Академии наук России, разнообразные учебные заведения и ряд неправительственных общественных объединений. В ней сосредоточен сильный научный и кадровый потенциал.
Современный мир переживает фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. В этих условиях внешняя политика становится одним из важнейших инструментов поступательного развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности в глобальном мире.
РАС ООН – уникальный общественный институт, позволяющий регионам России заявить о себе широкой международной общественности опираясь на инфраструктуру системы ООН.
Многократное повышение сложности и расширение спектра вопросов, которые являются предметом международных отношений, поворотный характер нынешнего этапа мирового развития предъявляют особые требования к людям, которые принимают активное участие в определении контуров новой международной системы.
РАС ООН – предоставляет широкие возможности для представителей интеллектуальной элиты регионов России проявить себя в системе международных отношений в продвижении интересов России на международном уровне.
Способности государства укреплять свои позиции и обеспечивать себе достойное место в мире во многом зависят от уровня подготовки, способности грамотно ориентироваться в информационных потоках, правильно и оперативно оценивать меняющуюся ситуацию не только профессиональных дипломатов, но и представителей региональных органов власти, бизнеса и культуры.
РАС ООН – является общественным образовательным институтом по подготовке стремительно растущей социальной группы россиян участвующих в международных отношениях к эффективному взаимодействию с международными организациями, в первую очередь организациями системы ООН.
Сегодня трудно переоценить значение трезвого, обоснованного анализа тенденций в глобальной обстановке, способность видеть на несколько ходов вперед, генерировать свежие идеи.
РАС ООН – легитимная стартовая площадка для региональных инициатив самого высокого уровня. Основанием для этого является тот факт, что в 1998 году РАС ООН, в числе одной из немногих общественных организаций в мире, присвоен высший консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН (так называемый Генеральный Статус). Это дает право представителям Ассоциации присутствовать на всех заседаниях ООН, распространять документы, делать предложения к резолюциям. То есть РАС ООН предоставляет инструмент реального влияния на формирование приоритетов международной политики.
РАС ООН будет оказывать содействие усилиям России в укреплении многосторонних начал в мировых делах, формирования такой архитектуры международных отношений, которая основывалась бы на признании международным сообществом принципов неделимости безопасности в современном мире и отражала бы его многоликость.
РАС ООН представляет интересы России непосредственно связанные и с другими мировыми тенденциями, среди которых:
объективное повышение роли регионов России в многосторонней дипломатии, международных институтах и механизмах мировой политики и экономики, вызванное усилением взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости мирового развития;
включение регионов России в наращивание экономического потенциала и формирование новых центров глобального роста, связанное в том числе с более равномерным распределением ресурсов развития вследствие либерализации мировых рынков;
развитие региональной и субрегиональной интеграции. Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становятся существенным фактором регионального развития.
РАС ООН способствует укреплению международных позиций России, а также решению задач, связанных с установлением равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений со всеми странами, успешному продвижению ее внешнеэкономических интересов, обеспечению политического, экономического, информационного и культурного влияния за рубежом.
III. Приоритеты Российской ассоциации содействия ООН в реализации Программы
Многообразие и сложность международных проблем и кризисных ситуаций предполагают своевременную оценку приоритетности каждой из них во внешней политике Российской Федерации. Деятельность РАС ООН должна быть соразмерна реальному значению для обеспечения внешнеполитических интересов России и осуществляться при должной скоординированности действий со всеми ветвями власти и соответствующими ведомствами.
1. Формирование нового мироустройства
Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтернативность и наделена уникальной легитимностью. РАС ООН содействует усилиям России по укреплению ее центральной и координирующей роли. Это определяет стратегические задачи Программы, а именно:
неуклонное соблюдение целей и принципов, зафиксированных в Уставе ООН;
содействие регионам России в разработке региональных программ развития в контексте интересов России, целей и принципов ООН;
содействие созданию на территориях субъектов Российской Федерации международных, в том числе ооновских организаций и структур.
РАС ООН вносит свой вклад в усилия России по повышению управляемости мирового развития, созданию саморегулируемой международной системы, которая должна быть представлена регионами России в географическом и цивилизационном отношении и осуществляться при полном уважении центральной и координирующей роли ООН. В этих целях РАС ООН будет наращивать взаимодействие регионов Росси с организациями системы ООН, а также с использованием других неформальных структур и диалоговых площадок.
2. Международное экономическое и экологическое сотрудничество
Своими устойчиво высокими темпами экономического роста, во многом основанного на расширяющемся внутреннем спросе, природными и накопленными финансовыми ресурсами Россия вносит значительный вклад в обеспечение стабильности глобальной экономики и финансов.
РАС ООН намерена активно содействовать формированию справедливой и демократической глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры в целях полноправного и эффективного участия в ней регионов России.
Главным приоритетом РАС ООН в сфере международных экономических отношений является содействие реализации политики Российской Федерации по развитию национальной экономики в условиях глобализации посредством обеспечения равноправных позиций регионов России в системе мирохозяйственных связей. Для достижения этой цели РАС ООН:
создает благоприятные условия для диверсификации российского присутствия на мировых рынках за счет расширения номенклатуры экспорта и географии внешнеэкономических и инвестиционных связей регионов России с опорой на организации системы ООН;
оказывает информационное и консультационное содействие российским предприятиям и компаниям в освоении новых и развитии традиционных рынков, особенно рынков наукоемкой продукции и товаров с высокой степенью обработки;
содействует привлечению иностранных инвестиций в наукоемкие и другие приоритетные сферы российской экономики;
активно использует возможности региональных экономических и финансовых организаций для продвижения интересов Российской Федерации в соответствующих регионах, уделяя особое внимание деятельности организаций и структур, способствующих укреплению интеграционных процессов.
рассматривает устойчивое социально-экономическое развитие как необходимое условие современной системы коллективной безопасности и исходит из того, что содействие региональному развитию должно быть нацелено на поиск эффективных путей поддержки усилий по ликвидации дисбалансов в развитии различных регионов. В этих целях РАС ООН проводит активную работу по содействию развития регионов России с привлечением потенциала организаций системы ООН;
РАС ООН содействует усилиям Российской Федерации в расширении международного сотрудничества в целях обеспечения экологической безопасности и противодействия изменению климата на планете, в том числе с привлечением новейших энерго- и ресурсосберегающих технологий, в интересах всего мирового сообщества. Среди приоритетов в данной сфере - дальнейшие разработки научно обоснованных подходов к сохранению благоприятной природной среды в регионах России и наращивание взаимодействия с организациями системы ООН по вопросам охраны окружающей природной среды для обеспечения устойчивого развития нынешнего и будущих поколений.
РАС ООН поддерживает международное сотрудничество в области охраны здоровья при ведущей роли Всемирной организации здравоохранения в качестве одного из приоритетов глобальной повестки дня, неотъемлемого компонента обеспечения устойчивого развития.
3. Информационное сопровождение программы
Важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности полной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, о процессах и планах ее внутреннего социально-экономического развития, о достижениях российской культуры и науки.
РАС ООН, реализуя настоящую Программу, создает прецедент «встречного движения», когда не только организации и представители системы ООН формируют международное мнение о ситуации в российских регионах, но и российские регионы выходят с региональными инициативами в глобальном измерении и могут формировать международную политику.
РАС ООН, в рамках публичной дипломатии, будет добиваться объективного восприятия России в мире, развивать собственные эффективные средства информационного влияния на общественное мнение за рубежом, содействовать усилению позиций российских средств массовой информации в мировом информационном пространстве, активно участвовать в международном сотрудничестве в информационной сфере, принимать необходимые меры по отражению информационных угроз ее суверенитету и безопасности.
IV. Формирование и реализация программы
Председатель РАС ООН в соответствии со своими полномочиями осуществляет руководство программой, и как руководитель ассоциации представляет РАС ООН в отношениях с руководством ООН, Российской Федерации и регионами России.
Министерство иностранных дел Российской Федерации оказывает помощь в экспертном консультировании при формировании и реализации Программы, а также оказывает содействие РАС ООН в подготовке презентации Доклада и региональных проектов в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН или в здании ПП России при ООН.
Субъекты Российской Федерации развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и другими законодательными актами.
Министерство иностранных дел Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие субъектам Российской Федерации – участникам Программы, при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности России, используя в этих целях возможности действующего при Министерстве иностранных дел Российской Федерации Совета глав субъектов Российской Федерации.
1. Доклад «Регионы России и цели развития тысячелетия ООН»
Базовым проектом Программы является Доклад РАС ООН «Регионы России и цели развития тысячелетия ООН».
Доклад – издается с 2009 года и готовится отдельным иллюстрированным изданием, осуществляющим обзор достижений ЦРТ субъектами РФ. Тираж издания не менее 10 000 экземпляров на мелованной бумаге высшего качества формата А4. Издается на русском и английском языках, распространяется на территории РФ и за ее пределами (международные организации, торговые представительства РФ в зарубежных странах).
По рекомендации заместителя Генерального Секретаря ООН Киётаки Акасака, название Доклада (2009, 2010 годы) «Внешнеэкономические связи регионов Росси и цели развития тысячелетия ООН» в 2011 году был изменено на «Регионы России и Цели развития тысячелетия ООН» с представлением материалов об участии субъектов РФ в достижении ЦРТ.
Презентация Доклада осуществляется в Нью-Йорке на традиционной встрече руководителей регионов России с Генеральным секретарем ООН в рамках очередной сессии Генеральной ассамблеи ООН в октябре текущего года при содействии Постоянного представительства России при ООН.
Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун, дал высокую оценку инициативе РАС ООН по изданию Доклада. «Факт издания Доклада «Регионы России и цели развития тысячелетия ООН» – говорит о том, что работа ООН находит поддержку и реальное воплощение на уровне субъектов Российской Федерации. Это значит, что деятельность ООН становится всеобъемлющей» – сказал он.
Доклад содержит:
1. Приветственное слово Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна.
2. Вступительную статью заместителя Генерального секретаря ООН по коммуникации и общественной информации Киетаки Акасаки.
3. Приветственное слово Президента Всемирной федерации ассоциаций содействия ООН (ВФАС ООН) Парк Су Джила.
4. Приветственное слово министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова.
5. Аналитическую статью Председателя РАС ООН А.В.Торкунова.
6. Аналитические статьи ведущих российских и зарубежных специалистов о взаимодействии России и ООН.
Раздел субъекта РФ в Докладе содержит:
1. Вступительное слово Главы субъекта РФ, в котором основной акцент делаются на реализацию программ социально-экономического развития субъекта РФ в контексте ЦРТ.
2. Данные о достижении Целей развития тысячелетия в субъекте РФ.
3. Концепцию «Губернаторского проекта»
Основные цели Доклада:
1. Создание позитивного образа субъекта РФ на международном уровне.
2. Повышение инвестиционной привлекательности субъекта РФ.
3. Повышение осведомленности общественности и стимулирование научных изысканий и дискуссий о практических мерах по решению современных задач развития на территориях субъектов РФ в логике ЦРТ.
4. Содействие налаживанию взаимоотношений между субъектами РФ и ООН, учреждениями системы ООН, с партнерами в разных странах во взаимодействии с международными финансовыми учреждениями и другими партнерами по деятельности в целях развития.
2. Ланч Губернаторов России с Генсеком ООН
В соответствии с Рекомендациями XVI заседания Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России об использовании возможностей Доклада для продвижения своих экономических и инвестиционных интересов за рубежом, в рамках презентации Доклада, запланирована встреча глав субъектов Российской Федерации с Генеральным Секретарем ООН Пан Ги Муном в формате «Ланч губернаторов России с Генсеком ООН»
Беспрецедентный факт организованной МИД России по инициативе РАС ООН ежегодной личной встречи Генерального секретаря ООН с главами субъектов РФ – является уникальной возможностью для главы региона не только представить успехи региона в достижении ЦРТ опубликованные в Докладе, но и заявить на самом высоком международном уровне региональную инициативу в глобальном измерении.
Личный и неформальный характер встречи глав регионов с Генсеком ООН диктует формат этой инициативы – «Губернаторский проект».
3. Губернаторские проекты
По словам самого Генсекретаря ООН Пан Ги Муна, «Губернаторские проекты» в контексте Целей развития тысячелетия – новый и ценный для ООН опыт региональной инициативы в глобальном измерении».
Учитывая, что стратегия использования системы ООН в целях регионального развития достаточно новая, и тот факт, что по предварительному анализу в большинстве субъектов РФ соответствующих проектов нет, РАС ООН оказывает содействие главам субъектов РФ в подготовке Губернаторских проектов к экспертизе в МИД России и презентации, прошедших экспертизу проектов на встрече с Генсеком ООН.
Губернаторский проект должен быть представлен в виде текстовой Концепции (4-5 страниц, формат А, 2,5-3 тыс. знаков) и визуально, киносюжет 3-5 минут в формате D3 с сопровождением на английском языке.
Концепция Губернаторского проекта включает в себя:
- основная идея, цели и задачи региональной инициативы в глобальном измерении в контексте основных положений Целей развития тысячелетия ООН;
- глобальная проблема, на решение которой направлен проект;
- региональная проблема, решаемая с помощью реализации проекта;
- ресурсы субъекта РФ, обеспечивающие реализацию проекта;
- организации системы ООН, во взаимодействии с которыми предполагается реализация проекта;
- временные и финансовые параметры реализации проекта;
Основная цель презентации – заручиться поддержкой Генерального секретаря ООН для успешного продвижения проекта субъекта РФ в организациях системы ООН.
V. Заключение
Большинство государств стоят перед необходимостью в той или иной форме дать ответ на модернизационный вызов. Россия со всей определенностью поставила свою внешнюю политику на службу долгосрочному развитию и комплексной модернизации экономики и общества.
В полицентричном мире эффективная международная архитектура может быть создана только в том случае, если она будет опираться на региональные «строительные блоки». Укрепление регионального уровня глобального управления, рост влияния региональных организаций – неотъемлемая примета современного этапа развития международных отношений. Включенность в этот процесс регионов России – неотъемлемая часть современной международной архитектуры.
При подготовке решений по реализации настоящей Программы региональные и федеральные органы исполнительной власти взаимодействуют с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, политическими партиями, неправительственными организациями, академическим сообществом и объединениями деловых кругов России, содействуя их участию в международном сотрудничестве.
Широкое вовлечение гражданского общества в реализацию Программы соответствует тенденциям внутреннего развития России, отвечает задаче поддержания в стране согласия по вопросам внешней политики и способствует ее эффективной реализации.
При финансировании мероприятий Программы должны шире использоваться возможности федерального бюджета, а также привлекаться внебюджетные средства в рамках государственно-частного партнерства на добровольной основе.
Последовательное осуществление Программы призвано создавать благоприятные условия для развития регионов России.
Председатель Российской Ассоциации содействия ООН,
Ректор МГИМО (У) МИД России,
Академик РАН, Чрезвычайный и Полномочный посол А.В.Торкунов